<<< Назад | Содержание | Вперёд>> |
![]() |
Построение моделей особей медоносных пчёл
|
![]() |
В жизни медоносных пчёл, как и жизни всех живых организмов, под действием факторов окружающей среды постоянно происходят различные (положительные и отрицательные) изменения, которые влияют на поведение, жизнедеятельность, численность особей, уровень организации, эволюцию вида и популяцию. Средой обитания для пчёл является наземно-воздушная, которая отличается своими экологическими факторами. Среди таких факторов можно отметить: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы делят на физические, химические и эдафические. Они включают компоненты неживой природы (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление, водные источники, рельеф местности, почвенный состав и т.д.). Численность распределения пчёл зависит от лимитирующих абиотических факторов. Антропогенные факторы рассматривают совокупность воздействия человека на окружающую среду обитания пчёл, которая может быть положительной или нежелательной в жизнедеятельности пчёл. Эти факторы могут оказывать на жизнедеятельность пчёл прямое и косвенное воздействие. Биотические факторы среды носят самый разнообразный характер способствующей размножению или снижению численности семей пчёл. В зависимости от воздействия на организм пчёл, эти факторы делятся: на фитогенные (влияние медоносных растений), зоогенные (влияние животных), микробогенные (влияние микроорганизмов). Одни – желательные, а другие нежелательные для жизнедеятельности пчёл. Очень важным биотическим фактором является кормовая база медоносов, формы взаимодействия в семье, популяции, между популяциями и т.д. Эта группа факторов несет информацию об изменении энергетических характеристик, в том числе об изменении светового дня, феромонных и др. связях особей семьи. Следовательно, факторы этой группы несут витальную и сигнальную информацию. Для нежелательных причин изменения жизнедеятельности пчёл, а также сохранения и увеличения их численности и продуктивности существуют различные методы исследования биологических процессов. Одним из теоретических и практических методов изучения изменения биологических процессов, протекающих в жизни пчёл, является абстрактное моделирование. Например, такие методы, как графическое, блочное, физическое, химическое, генетическое, графов связи и другие - могут служить сопутствующими моделями для новых методов моделирования особей пчёл. Термин моделирование образован от французкого слова «модель», итальянского – «моделло», латинского «модулус» - мера, образец исследования анатомо-морфологических структур, физиологических состояний, экологических и других процессов, путем их упрощенного имитирования (копирования). Любая модель всегда наглядно упрощена и может не соответствовать реальному объекту или явлению. Несмотря на абстрактное построение, модель позволяет рассмотреть и исследовать многие анатомические, экологические, биохимические, генетические и др. связи или процессы, даже недоступные для экспериментального воспроизведения. По утверждению Тоулмина (1953) «Большим достоинством хорошей модели является то, что она порождает дальнейшие вопросы, переносящие наши интересы за пределы феномена, с которого мы начали, и заставляет нас формулировать плодотворные гипотезы, приводящие к постановке новых экспериментов» (Р. Хайнд, 1975). 1.1. Основные отделы тела пчёлМедоносные пчёлы, как известно по научной классификации, относятся к общественным перепончатокрылым насекомым. Их жизнь протекает только в совместном составе из одной яйцекладущей матки, нескольких десятков тысяч рабочих особей и в летней период рабочие особи воспитывают несколько сотен мужских особей – трутней. Тело пчёл, как у всех насекомых, по внешнему виду, четко расчленено на три отдела: голову (где есть органы обоняния, зрения, ротовые органы), грудь, брюшко, также три пары ног для движения и две пары крыльев для полета (рис. 1). Эти отделы можно условно обозначить как: верхний, средний, нижний модули, которые совместно можно включить в единую модель пчелы. ![]() Рис. 1. Внешнее строение тела рабочей пчелыПо внутреннему содержанию органов и функционирующих систем у всех особей состава семьи, т.е. матки, рабочей пчелы и трутня имеются: половая, пищеварительная, нервная, мышечная, кровеносная, дыхательная и система органов чувств. По наружному, т.е. внешнему содержанию органов на теле имеются органы движения – ноги из трех пар для передвижения по субстрату и крылья из двух пар для полета в воздухе в поисках пищи, миграции на новое место жилья и кормовой базы. Для маток и трутней крылья служат для поиска полового партнера.
По содержанию информации связи каждый модуль модели тела пчелы может иметь, условно, не менее трех функционирующих блока:
А - Блок приема информации,
Б - Блок переработки информации,
С - Блок передачи информации.
Для наглядности построения информационной связи, можно использовать известную блочную модель из трех блоков (рис. 2), которые соединяют целенаправленными стрелками связи. ![]() Рис. 2. Информационная модель из трех блоков A, B, C.1.1.1. Модуль верхнего отдела пчёлНа основе блочной модели из трех раздельных блоков: А, Б, С мы можем построить условную пищевую или иную другую связь для любой особи семьи пчёл. Для этого можно сделать условное построение верхнего модуля из трех совмещенных блоков А, Б, С сохранив их принятые значения как прием, переработка, передача информации от принятой (рис. 3). Для рисунка с пищевой связью следует то, что пища вначале поступает в блок «Приемника», затем в блок «Переработки», а потом в блок «Передатчика», из него переработанная пищевая масса выводится наружу, через условное анальное отверстие «Ао» на субстрат (на поверхность земли при полете пчелы). Для особей пчёл блок А будет содержать, условно, наличие органов чувств и их рецепторы, ротовые органы для приема пищи и её анализа. Блок Б может содержать все органы и системы переработки введенной информации, в том числе и пищевой массы ак передатчик ответной и передающей информации во внешнюю среду другим приемникам может включать все параметры этих систем передачи. ![]() Рис. 3. Модуль информационной пищевой связи из трех совмещенных блоков, где А – приемник пищи, Б – блок переработки пищи, С – передатчик т. е. выделение отходов.Функции модуля верхнего отделаКак было выше сказано, что верхний модуль модели любой особи пчёл состоит из блоков – А, Б, С. Приведем типичные функции переработки информации для модуля верхнего отдела. А – приемник информации может принимать различные факторы окружающей среды, поступающие к особи пчёл, которые, могут быть положительными или отрицательными для её жизнедеятельности. Из положительных факторов можно отметить наличие в гнезде пищи, свет и тепло солнца, оптимальные параметры тепла и влажности в гнезде, газовый состав воздуха, запахи и нектар медоносных растений и т.д. Из отрицательных факторов – болезни, вредители, отсутствие корма, связи с маткой в семье (для рабочих пчёл) витальный диапазон воздушной среды и т. п. Б – блок переработки информации. Он обеспечивает своими внутренними органами и системами (кроме половой) все процессы пищеварения, дыхания, кровоснабжение, функции нервной системы, а также работу мышц всех органов и систем. С – передатчик информации, включает рефлексы особи, отражающие воздействие введенной внешней информации после её переработки. Из него на выходе можно получить различные выделения от пищеварительной, мышечной, кровеносной, дыхательной, передачу феромонных и др. сигналов другим особям. Например, при полёте, молодая пчелиная матка передает сигналы половых феромонов летающим трутням в местах постоянного их сбора (брачных базаров), для улавливания этих сигналов приемником трутня или трутней. По утверждению А.В. Скиркявичюса (1971), в большинстве случаев, информация передается в то время, если одновременно одно насекомое её передает, а другое принимает, т.е. передатчик и приемник работают синхронно. Однако наблюдаются и случаи, когда передатчик информации работает асинхронно с её приемником. В этом случае насекомое передающее, длительно выделяет действующие сигналы. Однако, феромонные системы связи являются очень разнообразными, отмечает автор, как по длительности непрерывной работы, так и по количеству передаваемой информации и т.п. Приемник пчелы, принявший пищу, пропускает её в канал для пищеварения, который имеет начальный путь продвижения пищи и переваривания её массы в кишечнике, а также конечный путь переработки её в кишечнике. Исходя из этого пути, прохождения пищи, можно построить из условных буквенных обозначений органов пищеварения последовательную цепочку, т.е. модель пищевой связи (рис. 4). ![]() Рис. 4. Буквенная модель пищеварительной системы из органов пищеварения: Нс – насасывающий аппарат; Г – глотка; П – пищевод; Мз – медовый зобик; Кмз – клапан медового зобика; Ск – средняя кишка; Тк – тонкая кишка; Тлк – толстая кишка; Ао - анальное отверстие для отходов.Для того, чтобы ввести такую цепочку связи из органов пищеварения, нужно в блоке Б - переработки информации модуля верхнего отдела внести линию раздела на две части. Следовательно, модуль будет иметь не три, а четыре совмещенных блока для обработки введенной информации А, Бн, Бк, С (рис. 5). Тогда из блока Бн можно вывести начальную цепь связи пищеварительных органов, а к блоку Бк подвести конечную цепь связи пищеварительных органов. ![]() Рис. 5. Модель верхнего отдела пчелы с пищеварительной системой из модели буквенного обозначения органов пищеварения, где: А – приемник; Бн – начальный отдел блока переработки пищи; Бк – конечный отдел пищеварения; С – передатчик; Ао – анальное отверстие выброса остатков непериваримой пищи.Известно, что по внешним наружным признакам, голова рабочей пчелы имеет форму треугольника, голова матки напоминает пятиугольник, а у трутня – округлую форму. Для определения к какой особи относиться верхний модуль, можно использовать геометрическую форму головы рабочей пчелы, матки и трутня. Такой модуль позволяет определить, какая из особей пчёл участвует в построении внешних или внутренних связей (рис. 6). ![]() Рис. 6. Модули верхнего отдела особей пчёл: 1 – рабочей пчелы; 2 – матки; 3 - трутня.Из построенных модулей верхнего отдела тела особей пчёл, можно выделить несколько типов, где один общий для всех особей - прямоугольной формы, а другие типы модулей с геометрической формой для конкретной особи. Например, для рабочей особи в конкретном модуле можно построить пищевую информационную связь (рис. 7). Конкретный модуль можно использовать в построении связей самостоятельно, т.е. без среднего и нижнего отдела тела, а общий модуль, в связях, позволит определить особь только при достройке среднего и нижнего модулей. ![]() Рис. 7. Схема прохождения пищи в пищеварительной системе, |
Моделирование жизни пчел ©2007 |
| http://paseka-ru.narod.ru/modelibee/1.1.1.html |