Предисловие
|
Грамота пчеловода, это искусство
изображать определенными знаками
различные состояния пчёл семьи.
П.И. Прокопович, 1827.
|
«Грамота пчеловода» П.И. Прокоповича положила начало пчеловодным записям всех сведений для понимания индивидуального ухода за семьями пчёл, поскольку удержать все сведения большого числа семей на пасеке в памяти невозможно и очень сложно. Для этого Прокопович разработал оригинальную систему знаков – «грамоту пчеловода», которая содержала 22 знака, способных передать почти любое физиологическое состояние любой семьи на пасеке. Знаки были понятны любому неграмотному человеку и писались на улье разными красками: в один год черной в другой год красной и т. д. Краски подбирались несмываемые дождями. Полученные записи сопоставлялись и определялись конкретные решения по уходу за семьями пчёл (рис.1).
Рис. 1. Система записей Прокоповича о состоянии пчелиных семей для выполнения необходимых работ по уходу за каждой из семей пасеки.
На крупной пасеке Прокоповича, которая насчитывала около 3000 семей пчел, использовалась грамота, которая состояла из 22 знаков. Обозначения знаков сводится к следующему: 1–ый знак обозначал конец гнезда, 2 – гнездо, 3 – пустые соты, 4 – засев, 5 – печатный расплод, 6 – вышедшей расплод, 7 – мисочка, 8 – мисочка с яичком, 9 – маточник незапечатанный,10 – маточник запечатанный, 11 – маточник убитой маткой, маточник с вышедшей маткой. 13 – поновка. Безматочные семьи с мисочками: 14 – свищевая мисочка, 15 – она же с засевом, 16 – свищевой маточник,17 – свищевой маточник запечатанный, 18 – свищевой маточник разъеденный, 19 – свищевой маточник двойной запечатанный, 20 – свищевой маточник с вышедшей маткой, 21 – свищевой маточник, разгрызенный пчелами, 22 – трутнёвый расплод.
Различные комбинации этих значков указывают на состояние семей. Например, на фиг. 29, урок 111, (третий ряд сверху рисунка) указывает, что начался вывод трутней, а пчелы начали тянуть поновку (вторая линия под концом гнезда). Последняя фиг. 63 говорит о том, что семья сильная, мед в 7 сотах, тянет поновку, заложила трутневый расплод (С.А. Розов, 1972).
Подробно эта «Грамота пчеловода» была напечатана в «Землед. Журнале» (1836).
П.И.Прокопович - знаменитый русский пчеловод, изобретатель рамочного улья (1814), разделительной решетки из дерева, основатель первой в России школы пчеловодства. Родился 12 июля в 1775 году в селе Митченках, Черниговской губернии в семье местного священника (Покровской церкви). Прожил 75 лет и умер 22 марта (ст. ст.) т.е 3 апреля 1850 г. После смерти Прокоповича его внебрачный сын С.П. Велидан и зять Мельников продолжили дело. Школа Прокоповича просуществовала с 1828 по 1879 год. По словам старожилов, сын и зять продолжили обучение, а количество ульев довели до 10000.
В 1952 Линдауэр провел наблюдение за одной из пчёл и составил запись из символов, которые обозначали различные выполняемые, ею функции в улье на восьмой день её жизни. Эти символы обозначали: состояние покоя, обход гнезда, поедание пыльцы, чистку ячеек, уход за личинкой младшего возраста, уход за личинкой старшего возраста, отстройка сотов, запечатывание ячеек (Лаврехин, Панкова, 1969).
Рис. 2. Символы, обозначающие различные функции рабочей пчелы при кормлении, отстройке сот, чистке ячеек и т. д.
Для изучения жизнедеятельности особей, семьи, популяции и вида медоносных пчёл в среде их обитания в настоящее время используются различные методы из области математики, физики, биохимии, генетики и т.д. В целях приближения условий окружающей среды используется биологическое моделирование.
Раскрытие тайны природы пчелиной семьи с её целебными для человечества продуктами такими как: мед, пыльца, прополис, пчелиный яд, маточное молочко, воск волнуют многих ученых пчеловодов, биологов, экологов, генетиков, медиков и др. специалистов сопутствующих наук и производителей товаров. Цель, многих ученых и практиков, заключается в том чтобы, как можно дольше сохранить жизнедеятельность пчелиных семей и получить от них как можно больше для человека и промышленности этой замечательной продукции.
Нельзя сбрасывать со счетов пчёл в повышении урожайности продукции сельского хозяйства при опылении энтомофильных культур, поскольку в них заинтересованы агрономы как производители сельхоз продукции зерновых, овощных и плодово-ягодных, а также селекционеры растениеводства.
Несмотря на множество публикаций в области биологии, пчёлы остаются загадкой природы. И как отмечает А.В. Суворин (1995), что до настоящего времени человеком не все изучено и раскрыто в поведении пчёл.
Среди множества изданий пособий и руководств из области биологии, т.е. понимания жизни медоносных пчёл в среде обитания с их внутренними и внешними связями, чаще всего в изданиях используется описательный метод. Он текстом объясняет взаимоотношения пчёл с цветковыми растениями, поведение особей в семье, воздействие окружающей среды на организм с его функциями у отдельных особей и гнезда всей семьи в целом и т.п.
Описательный метод познания жизни пчёл необходим и важен, но он очень громоздкий по времени чтения и разбора содержания текста. Использование к тексту фотографий, таблиц, графиков, рисунков недостаточно дополняют представление о биологических информационных связей пчёл с окружающей средой и процессах протекающих в организме особей, семье, в роду. Поэтому для сокращения времени на чтение текста необходимо использовать более новые методы. Одним из таких методов является абстрактное моделирование особей и их информационных связей даже с помощью компьютера. Абстрактное моделирование известно в биологических науках, таких как медицина, технических и дПредисловиеругих. Например, очень интересное моделирование по
«Теории графов связи» (Основная идея этой теории, была предложена в 70 годах ХХ столетия американцами КРЕНОМ и РОЗЕНБЕРГОМ, для моделирования и расчета различных систем в медицине, физике и в биологических науках), но пчеловодство для такой теории еще не созрело в применении. Для устранения недостатка в моделировании, необходимо включать в биологию пчёл кроме известных методов более новые, в том числе метод абстрактного моделирования в предложенном варианте моделей особей и их связей.
Такое моделирование особей, позволяет уточнять различные информационные связи отделов тела особи и связи между особями, внешней средой, а также выявлять ошибки эксперимента, исправлять ранее полученные и вносить новые данные и т.д.
Ю.Н. Третьяков, 2005.
Посдедняя версия
19.01.2014
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz
|